МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"город Калтан

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"


Авторизация

 

 

Перечень бесплатно оказываемых образовательных услуг

Реализуемые основные и дополнительные образовательные программы



Полезные ссылки

Официальный интернет-портал правовой информации

 

Учителю

Советы психолога

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

  • доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению ( левополушарные люди);
  • доминирование правого полушария – конкретно – образное мышление, развитое воображение ( правополушарные люди);
  • отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий ( равнополушарные люди).

Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. В конце 60 годов прошлого столетия Р. Сперри вёл операцию по рассечению связей между полушариями с целью лечения тяжёлой формы эпилепсии и в ходе наблюдений за своими пациентами обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два различных мозга.

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педагогов не всегда учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребёнка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.

Особенности функциональной специализации полушарий мозга являются врождёнными. Однако по мере развития ребёнка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Школьная неуспеваемость обусловлена рядом внешних и внутренних факторов:

- неравномерное созревание мозговых зон;

- недостаточная « зрелость » психических процессов;

- несоответствие психолого – педагогических методик обучения

психофизиологическим особенностям ребёнка;

- недостаточно сформированные и закреплённые в дошкольном возрасте составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях начальной школы, когда от ребёнка требуется мобилизация психической активности, происходит смена ведущей деятельности.

Можно выделить четыре основных причины школьной неуспеваемости:

1.предъявляемые школьнику требования могут не совпадать по времени со стадией нормального функционального развития мозга ребёнка, опережая его возрастную готовность к выполнению поставленных задач;

2. отставание в анатомическом развитии отдельных структур мозга ребёнка и, следовательно, в формировании функциональных систем психики;

3. в процессе развития мозговых структур не развиты необходимые межполушарные и внутриполушарные связи;

4. предлагаемые школьнику методики обучения не соответствуют типу мышления, половым особенностям познавательных процессов.

Обучение детей с разной асимметрией полушарий.

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности школьника. Школьные методики обучения тренируют главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей ребёнка. Известно, что именно правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно – образное мышление, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

« Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.

Обучая правое полушарие вы обучаете весь мозг!»

И. Соньер.

Поэтапное создание ситуации успеха на уроке.

Можно ли создать ситуацию успеха на уроке для всех учащихся сразу?

Рассмотрим организацию ситуации успеха с учётом психофизиологических особенностей учащихся поэтапно.

Мотивационный этап ( установка на предполагаемую деятельность)

правополушарные

левополушарные

пространственная организация

рабочая полусфера - левая

рабочая полусфера - правая

цветовая организация

светлая доска – тёмный мел

тёмная доска – светлый мел

условия работы с детьми

* образы,

* контекст,

* связь информации с

практикой,

реальностью;

* творческие задания,

* эксперименты,

* музыкальный фон,

* речевой и музыкальный ритм

* технология,

* детали,

* абстрактный, линейный стиль изложения информации,

* неоднократное повторение учебного материала,

* тишина на уроке

формирование мотивации

* завоевание авторитета

* престижность

положения в

коллективе,

* установление новых

контактов,

* социальная

значимость деятельности

* стремление к самостоятельности,

* глубина знаний,

* высокая потребность в

умственной

деятельности,

* потребность в образовании

Операционный этап ( обеспечение деятельности)

правополушарные

левополушарные

Восприятие материала

* целостное

* интонационная

сторона речи

* визуалисты

( зрительное)

* дискретное

( по частям)

* смысловая сторона

речи

*аудисты ( слуховое)

Переработка информации

* быстрая

* мгновенная

* медленная

* последовательная

Интеллект

* невербальный

* интуитивный

* вербальный

* логический

Деятельность

* приверженность к практике

* приверженность к теории

Эмоции

* экстравертированность

* интровертированность

Память

* непроизвольная

* наглядно - образная

* произвольная

* знаковая

Мышление

* наглядно – образное

* оперирование

образами

* спонтанное

* эмоциональное

* интуитивное

*трёхмерное ( в пространстве)

* абстрактно –

логическое

* оперирование

цифрами

* формальное

* рациональное

* программируемое

* двухмерное ( на

плоскости)

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной оценкой)

правополушарные

левополушарные

Самоконтроль

Не контролируют

правильность речи

Смысловые пропуски

Высокий контроль речи

Высокий самоконтроль изложения материала

Характерные ошибки

Ударные гласные

Ошибки в словарных

словах

Пропуски букв, описки

Имена собственные

пишут со строчной

буквы

Безударные гласные в

корне слова

Пропуск мягкого знака

Написание лишних букв

Замена одних гласных

другими

Падежные окончания

Методы проверки

Устный опрос

Задания с ограниченным

сроком выполнения

Вопросы « открытого» типа ( собственный развёрнутый ответ)

Решение задач

Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения

Вопросы « закрытого» типа ( выбрать готовый вариант ответа)

Методы дифференцированного подхода в обучении

правополушарные

левополушарные

математика

Синтез

Задания на время

Работа в группе

Формулировка теорем

Оперирование пространственными

связями

Задания в рисунках

Геометрия

( пространственное

мышление)

Схемы, таблицы,

карточки

Анализ

Вневременные задания

Работа в одиночку

Доказательство теорем

Оперирование знаками

на плоскости

Задания в символах

Алгебра ( логическое

последовательное

мышление на

плоскости)

Многократное

повторение

иностранный язык

Интуитивный способ

изучения

Образное представление и конкретные ситуации

Ролевые игры

Работа с наглядностью

Поверки на уроке

Групповые задания

Инсценировка

Синтез текстов из предложенных частей

Рационально – логический способ

Усвоение правил и

грамматических

конструкций

Обучение других

Восприятие на слух

Проверки после урока

Индивидуальная работа

Деятельность, требующая отсроченной

реакции

Задания на поиск ошибок

Многократное повторение

Сопоставление текстов

Дробление текстов на части

Естественные науки

Мозговые штурмы

Просмотр фильма

Предсказание результатов

Творческие задания

Выявление сходств

Сопоставление фактов

Выделение сути вопроса

Выделение важнейших моментов

Экскурсии, походы, путешествия

Аналитическая работа

Лингафонная работа

Анализ результатов

Логические задания

Выявление различий

Выделение деталей

Создание категорий

Обобщение

Многократное

повторение

Алгоритмы

Словесность

Сочинения

Составление слов и предложений из частей

Чтение – пересказ

Чтение по ролям

Задания на

правописание

Нахождение

взаимосвязи

Беглость устной и

письменной речи

Нахождение отрывков в

тексте

Экскурсии

Анализ рассказа

Разбор слова и предложения по составу

Прослушивание текстов

Обучение других

Задания на поиск

ошибок

Применение правил

Точность употребления

слов

Сопоставление текстов

Понятийное понимание

слов

Многократное

повторение

Современные педагогические методики в основном ориентированы на левополушарное восприятие.

Таким образом, правополушарные учащиеся оказываются в невыгодном положении, так как нуждаются в творческих заданиях, контексте, гештальте, музыкальном фоне на уроке. Традиционное преподавание предлагает им технологию, тишину, детали. Учащиеся этого типа нуждаются в трёхмерной организации своего мыслительного пространства, а школьные методики предполагают двухмерную организацию.

Любой педагогический процесс двухсторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика, от их типа функциональной организации мозга. Оценки учителей с разным типом функциональной асимметрии полушарий значительно расходятся для 74% мальчиков и 50 % девочек. Левополушарный учитель в 82 % случаях лучше оценивает детей своего типа, правополушарный и равнополушарный учитель в 73 % случаев дают положительную оценку детям своего типа.

Осознающий свою задачу учитель может так модифицировать задания, связанные с текстом, занятия по учебнику и использование раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения, представленным в классе – как правополушарным, так и левополушарным. В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.

С уважением, ваш психолог Башлыкова Т.И.