МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1"город Калтан

тел.: 8 (38472) 33839
e-mail: kaltan-school1@mail.ru

версия для слабовидящих ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ   
<
Вверх страницы

Вниз страницы
 
-->
----------------------------------------------------------------
  Поиск по сайту

Авторизация

Clock for website скрипт часов для сайта


 

Перечень бесплатно оказываемых образовательных услуг



Полезные ссылки

Официальные баннеры

Министерство образования и науки Кузбасса

Картинки по запросу урок цифры

Официальный интернет-портал правовой информации

Советы психолога

Кто такие подростки

«…Молодых людей часто считают воплощением здоровья.
Они полны жизненной энергии, бодры и способны быстро восстановить физические и душевные силы.
Подростковый возраст – время больших возможностей для формирования здорового образа жизни.
Передовые подходы к здоровью все больше основываются на убеждении, что подростковый возраст важная и во многом определяющая фаза жизненного цикла. К молодым людям следует относиться как к личностям. Здоровье молодых неразрывно связано с их развитием…»
«Молодежь в меняющемся мире» - региональный мониторинговый доклад ЮНИСЕФ 2000г.

Задумывались ли вы хоть раз, что движет молодыми людьми погружаться в «бездну наркотиков»? Ведь за последнее время, несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни, на реализацию программ «Здоровья» на Федеральном уровне, число наркоманов среди детей и подростков не уменьшилось. Всевозможные социологические опросы показывают, что мотивы приобщения подростков к употреблению одурманивающих средств разные: интерес к неизвестному; потребность перешагнуть за грань дозволенного; уйти от проблем; получить удовольствие от жизни, расслабиться душой и телом; неумение противостоять давлению сверстников и др.

Для начала задумайтесь, что приходит в голову, когда вы думаете о подростках? Некоторые взрослые видят их вульгарными, шумными, невоспитанными, аморальными, неблагодарными и безответственными. В этом случае они отражают стереотип – слишком общий, упрощенный и однобокий образ представителя этой возрастной группы. Взрослым часто подростки представляются похожими один на другого и кажутся неким меньшинством, часто нарушающим закон, употребляющим наркотики или «душевно-больными». Получается, что сегодня все подростки – трудные: ведь приятное времяпровождение интересует их больше, чем «работа над собой».

На деле же подростки попросту полны противоречий. Они, с одной стороны, чрезвычайно сконцентрированы на самих себе, с другой – способны к альтруизму. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к другим, но, когда вы меньше всего ожидаете этого, они могут продемонстрировать свою любовь и готовность помочь. В этой непредсказуемости и бросаниях в крайности проходит весь подростковый период.

Почему же подростковый возраст связан с таким количеством трудностей и проблем? Почему именно подростки, сталкиваясь с «черными» сторонами жизни, чаще всего оказываются в критической и безвыходной ситуации и страдают от нее гораздо сильнее взрослых, находя выход в наркотиках?

Остановимся на особенностях подросткового возраста, которые смогут помочь в объяснении этого фактора.

1. В подростковом возрасте человек начинает примерять на себя взрослые роли. Подростки стремятся избавиться от своего детского подчиненного положения, хотят считать себя равными взрослым. Они начинают рассуждать «по-взрослому» и анализировать окружающую действительность. Но способность отличить желаемое от реального у подростка не всегда развита. Они хотят видеть мир «идеально», а взрослый мир им кажется несправедливым. Это провоцирует собственную внутреннюю борьбу – бунт. Нехватка жизненного опыта превращает их в максималистов и идеалистов.

2. Принято считать, что у подростков «притупляется» способность к творчеству. Причина этого вовсе не в ухудшении их способностей (наоборот их потенциал гораздо выше, чем у детей), а связано с тем, что подростки испытывают сильное давление и со стороны сверстников, и со стороны общества и вынуждены приспосабливаться, объединяясь в группы, чтобы противостоять этому давлению. В результате они подавляют свою индивидуальность и начинают подражать во всем (одежде, манере общения, в поведении) членам своей группы. Таким образом, теряя свою индивидуальность, у подростков снижается возможность к творчеству.

3. Подростки характеризуются повышенным вниманием к себе, собственной личности и идеям. В результате они становятся эгоцентриками, постоянно занимаясь самоанализом. Им кажется, что они находятся в центре внимания, им хочется верить в свою значимость для очень большого числа людей. Возникает чувство бессмертия и неуязвимости. Этим можно объяснить, почему многие подростки искренне считают, что нежелательные последствия некоторых поступков (вступления в ранние сексуальные отношения, приема наркотиков, мелких краж) могут наступить только у других, а у них самих – ни в коем случае. Даже попытку суицида подростки часто из-за этого не связывают с реальной возможностью умереть.

4. Подросток стремиться попасть в мир взрослых и все решения принимать сам. При этом он прекрасно знает из каких этапов состоит процесс принятия ответственного решения и обладает способностью творческого решения проблем. Тем не менее, у него далеко не всегда получается использовать эти знания в жизни. Причиной этого может быть и низкая самооценка, и давление сверстников, и ограничения в правах со стороны взрослых. Необходимо, чтобы подросткам была предоставлена возможность принимать решения и чтобы их научили это делать.

5. Мир подростка со своим собственным языком, модой и, что самое главное, со своей системой ценностей отличается от системы ценностей взрослых. Как следствие, многие подростки живут в изолированном сообществе и формируют субкультуру, которая пользуется одобрением среди ровесников, но не среди взрослых. Ценности субкультуры, где подростка принимают без нравоучений и попыток «переделать», очень важны для него. Поэтому для защиты этих ценностей он готов вступать в открытое противостояние.

6. По мере расширения круга знакомых подростки начинают ощущать потребность в присоединении к какой-нибудь группе. Для них главным становится признание ребят из компании, которая их привлекает. В этом случае те нравственные ценности, на которые подросток опирался раньше, отходит на второй план – над ним доминирует желание любыми путями быть признанным этой группой.

Педагог-психолог МБОУ «CОШ №1» И.Г. Тимербаева

Яндекс.Метрика